УЧЕТ СУЩЕСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ И РАЗРАБОТКЕ ПАССИВНО РЕЗЕРВИРОВАННЫХ ПОДСИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С УЧЕТОМ ДОПУСКОВ
https://doi.org/10.21822/2073-6185-2019-46-1-113-122
Аннотация
Цель. Актуальность данной статьи заключается в том, что проблема повышения безотказности подсистем авиационной и ракетно-космической техники при внезапных независимых отказах определяет одно из важных направлений научных исследований. Работа направлена на выявление и анализ специфических особенностей, которые необходимо учитывать при исследовании и разработке пассивно резервированных подсистем с учетом допусков при внезапных независимых отказах.
Метод. В ходе исследования расчеты проводились при использовании методов вероятности, перебора. Показана необходимость учета назначаемых и реализуемых допусков, кратного и некратного резервирования, дискретных шкал реализуемых допусков с различными уровнями значимости, критических вероятностей, определяющих диапазоны вероятностей элементов, где выгодно и невыгодно резервирование.
Результат. Выявлена возможность реализации любого допуска при различных значениях ряда возрастающих индивидуальных кратностей, что позволяет для заданного допуска ставить задачу поиска оптимальной кратности и соответствующей ей оптимальной структуры резервирования в интересах обеспечения максимальной безотказности резервированных подсистем. Анализ представленных зависимостей для реализуемых допусков первого и второго уровней показывает, что для каждого уровня допусков существуют равновесные значения ????????????, при которых критические значения ???????????? практически не меняются в зависимости от кратностей ????????.
Вывод. Выявлен разный характер изменения критических вероятностей ???????????? в зависимости от кратностей для различных значений реализуемых допусков. Так, при допусках первого уровня, больших 25% с ростом кратности величины ???????????? возрастают и меньших 25% с ростом кратности убывают. Аналогичный характер изменения величин ???????????? имеет местоотносительно допуска 28.6% для реализуемых допусков второго уровня.
Об авторах
В. М. ГришинРоссия
кандидат технических наук, доцент, кафедра системного анализа и
управления.
В. Ч. Туан
Россия
аспирант, кафедра системного анализа и управления.
125993, г. Москва, A-80, ГСП-3, Волоколамское шоссе, д. 4.
Список литературы
1. Герасимова Д.С., Палухин А.А. Резервирование элементов как способ повышения надежности системы пожаротушения самолета ТУ-204. Решетневские чтения, 2017, 21(1), 431-433.
2. Анцелиович Л.Л. Надежность, безотказность и живучесть самолета. Москва: Машиностроение, 1985.
3. Дедков В.К., Татуев А.И. Обеспечение надежности технических объектов по стадиям их жизненного цикла. Москва: Машиностроение. Полет, 2010.
4. Редько П.Г. Повышение безотказности и улучшение характеристик электрогидравлических следящих приводов. Москва: Издательский центр МГТУ “Станкин”, 2002.
5. Епифанов А.Д. Надежность систем управления. Москва: Машиностроение, 1975.
6. Гришин В.М., Пьо Маунг Ко. Оптимизация безотказности систем управления ЛА при активном нагруженном резервировании. Вестник МАИ, 2009, 16(5), 52-59.
7. Бессонов А.А., Мороз А.В. Надежность систем автоматического регулирования. Ленинград: Энергоатомиздат, 1984.
8. Милёхин Ю.М., Берсон А.Ю., Кавицкая В.К., Еренбург Э.И. Надежность ракетных двигателей на твердом топливе. Москва: ООО Эврика, 2005.
9. Половко А.М., Гуров С.И. Основы теории надежности. Санкт-Петербург: БХВ Петербург, 2006.
10. Черкасова Н.Г., Крылова О.К. Повышение эффективности очистки выбросов электролизного производства внедрением горелочного устройства при конструировании летательных аппаратов. Решетневские чтения, 2017, 21(2), 121-122.
Рецензия
Для цитирования:
Гришин В.М., Туан В.Ч. УЧЕТ СУЩЕСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ И РАЗРАБОТКЕ ПАССИВНО РЕЗЕРВИРОВАННЫХ ПОДСИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С УЧЕТОМ ДОПУСКОВ. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2019;46(1):113-122. https://doi.org/10.21822/2073-6185-2019-46-1-113-122
For citation:
Grishin V.M., Tuan W.C. CONSIDERATION OF SIGNIFICANT FACTORS AND LIMITATIONS IN THE STUDY AND DEVELOPMENT OF PASSIVELY RESERVED AIRCRAFT SUBSYSTEMS, TAKING INTO ACCOUNT TOLERANCES. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2019;46(1):113-122. (In Russ.) https://doi.org/10.21822/2073-6185-2019-46-1-113-122