МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ СУДНА НА МЕЛКОВОДЬЕ ПО ЗАДАННОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИ ПЕРЕМЕННОЙ ГЛУБИНЕ


https://doi.org/10.21822/2073-6185-2017-44-3-93-102

Полный текст:


Аннотация

Цель. В статье рассматриваются вопросы движения судна на мелководье при постоянной и переменной глубине района плавания. При ухудшении условий плавания понижается управляемость судна, что объясняется воздействием возмущающих факторов, из которых наиболее сильное влияние оказывает мелководье. На основе анализа существующих математических моделей движения судна на глубокой воде и мелководье с учетом их недостатков поставлена задача разработки математической модели движения судна на мелководье при постоянной и переменной глубине района плавания и ее программной реализацией.

Метод. Одним из способов повышения точности маневра является получение математической модели, с учетом аналитических зависимостей влияния мелководья на гидродинамические коэффициенты при уравнениях гидродинамики судна, определяемые в функции отношения осадки судна к глубине акватории.

Результат. Разработаны математические модели движения судна на мелководье с переменной глубиной района плавания, которые отличаются от существующих тем, что коэффициенты при переменных уравнений гидродинамики являются не постоянными, а переменными, полученными аппроксимацией кривых влияния мелководья на гидродинамические коэффициенты в виде полиномов третьего порядка.

Выводы. Разработанные математические модели и их реализация обладают рядом  достоинств, которые заключается в том, что проведенные исследования вносят вклад в  развитие нового подхода при моделировании движения судна на мелководье при  циркуляции с переменной глубиной района плавания, и при моделировании движение судна на мелководье с переменной глубиной района плавания по заданной криволинейной траектории. Программная реализация математических моделей и алгоритмов движения  судна на мелководье с переменной глубиной района плавания могут быть использованы для дальнейших исследований по изучению динамических характеристик судов на мелководье с переменной глубиной района плавания, а также для анализа и оценки судоводительских причин аварий на морском транспорте.


Об авторе

З. М. Абдуллаева
Дагестанский государственный технический университет
Россия

367026,г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, Россия

аспирант



Список литературы

1. Гофман А. Д. Теория и расчет поворотливости судов внутреннего плавания / А.Д.Гофман. - Л: Судостроение, 1971. -182 с.

2. Абдуллаева З. М. Математическая модель движения судна по криволинейной траектории / Г. К. Асланов, З. М. Абдуллаева //Молодежь, наука, инновации: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Грозный: ГГНТУ имени М. Д. Миллионщикова, 2013. – С. 27- 34.

3. Абдуллаева З.М. Математическая модель движения судна на мелководье / Г. К.. Асланов З. М. Абдуллаева// Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. -2012. - №27. – С.36-41.

4. Абдуллаева З. М. Влияние мелководья на гидродинамические характеристики корпуса судна / З. М.Абдуллаева // Системные технологии. – Махачкала: МГОУ, 2013. – С.66-72.

5. Асланов, Г. К. Исследование систем автоматического вождения судов по ведущему кабелю: дис. …канд. тех. наук: 05.22.16 / Асланов Гайдарбек Кадырбекович. - Л.: 1981. - 129с.

6. Асланов, Г.К. Результаты моделирования движения судна на мелководье / Г.К.Асланов, З.М. Абдуллаева, М. Л. Яхьяев // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки -2014. - №36. – С.45-53.

7. Admiralty Manual of Navigation. Vol. 1. Revised 1987. Superseding the edition of 1967. London: The Stationery Office; 694 p.

8. Rowe R. W., Captain, FNI. The shiphandler's guide.England: The Nautical Institute; 2000. 172 p.

9. Carlyle J. Plammer Ship handling in narrow channels. Maryland: Cambridge; 1978. 77 p.

10. Clark I. C. Ship Dynamics For Mariners. London Nautical Institute. 2005. 298 p.

11. Fujii Y. Development of Marine Traffic Engineering in Japan. ElectronicNavigation Research Institute Papers. 1979;23:36-43.

12. Fujii Y. Introduction of Marine Traffic Theory. Kaibundo; 1971. 146 p.

13. Fujii Y., Sakaki S. et al. Studies in Marine Traffic Engineering. J. Navig.1971;4:521-552.

14. Goodwin E. M. A Statistical Study of Ship's Domain. J. Navig. 1975; 28(3):122-131.

15. Goodwin E. M., Kemp J. F. A Survey of Marine Traffic in the Southern North Sea. J. Navig. 1977; 30(3):378-387.

16. Navi Trainer 4000. Mathematical Models, Technical Description; Transas Marine. 2003. 104 p.

17. Navi-Trainer Professional 3000. User's manual. Transas Marine, 2000. 329 p.

18. A Guide to Ship Handling.Tokyo: Japan Captains Association; 2009. 187 p.

19. Rejnolds J. Ship's turning characteristics in different water depths. Safetyat SeaInternational. 1976;9.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Абдуллаева З.М. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ СУДНА НА МЕЛКОВОДЬЕ ПО ЗАДАННОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИ ПЕРЕМЕННОЙ ГЛУБИНЕ. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2017;44(3):93-102. https://doi.org/10.21822/2073-6185-2017-44-3-93-102

For citation: Abdullaeva Z.M. MODELING OF SHIP MOVEMENT IN SHALLOW WATER ACCORDING TO A SPECIFIC TRAJECTORY AT VARIABLE DEPTH. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2017;44(3):93-102. (In Russ.) https://doi.org/10.21822/2073-6185-2017-44-3-93-102

Просмотров: 149

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6185 (Print)
ISSN 2542-095X (Online)