Preview

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки

Расширенный поиск

Google Scholar и другие системы индексирования наукометрических показателей, используемые белорусскими университетами

https://doi.org/10.21822/2073-6185-2020-47-2-52-64

Полный текст:

Аннотация

Цель. Целью работы является сравнение достоверности и объективности оценок при составления рейтингов университетов мировыми лидерами Time Higher Education World University Rankings (THE WUR) и Quacquarelli Symonds World University Rankings (QS WUR), а также эффективности оценки публикационной активности организаций и авторов системами индексации такими, как Google Scholar, Scopus и РИНЦ. Оценка авторитетности и достоверность этих систем индексации трудов учёных, составленных на их основе рейтингов профессорско-преподавательского состава (ППС) университетов Беларуси и, в частности, Гродненского университета. Метод. В статье впервые анализируются и сравниваются различные системы индексирования, что крайне актуально из-за повсеместного применения в Беларуси системы оценки Google Scholar, Scopus и РИНЦ. Результат. Дана общая характеристика вышеназванных систем индексации и их значимость в оценке ППС университета. Осуществлена сравнительная характеристика систем индексации, представлены их особенности положительные и отрицательные стороны предлагаемой системы оценки. Анализ идеологии построения системы индексации Google Scholar, механизм сбора информации подтвердил недостоверность, несостоятельность такого подхода к оценке трудов авторов публикаций, а также ошибочность принятия этой системы для оценки публикационной активности ППС университета. Вывод. Анализ системы индексации, принятой РИНЦ, также выявил значительные несовершенства и этой системы, но в то же время использование РИНЦ в качестве оценке публикационной активности авторов и организаций позволяет дать достаточно объективную всестороннюю оценку, позволяет проанализировать структуру показателей, что совершенно невозможно сделать в Google Scholar и в Scopus.

Об авторе

А. Л. Большеротов
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Беларусь

Большеротов Аркадий Леонидович - доктор технических наук, доцент, профессор кафедры строительного производства.

230023, Гродно, ул. Ожешко, 22.



Список литературы

1. Академический рейтинг мировых университетов // Academic Ranking of World Universities (ARWU) [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ARWU2019.html. - Дата доступа: 13.07.2020.

2. Мировой рейтинг университетов 2020 // The Times Higher Education World University Rankings 2020 [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats. . - Дата доступа: 13.07.2020.

3. Топ-вариативность, мировой рейтинг университетов 2020 // topuniversities, world university rankings 2020 [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020. - Дата доступа: 23.06.2020.

4. Большеротов, А. Л. Состояние экологического образования и науки в строительной отрасли / А. Л. Большеротов // М.: Жилищное строительство. 2012. № 2. С. 23-27.

5. Рейтинги: гонка лидеров // [Электронное издание] // Йошкар-Ола: «Аккредитация в образовании» - 2017. -№ 1(93). -С.21-29

6. Система индексации Google Scholar. [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: https://scholar.google.com/citations?hl=ru&viewop=searchauthors&mauthors=label:%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE. - Дата доступа: 15.07.2020.

7. РИНЦ [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: https://elibrary.ru. - Дата доступа: 15.07.2020.

8. Профиль в РИНЦ [Электронный ресурс]. 2020. Режим доступа: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=938409. - Дата доступа: 15.07.2020

9. Орлов А.И. Наукометрия и управление научной деятельностью / Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. Управление большими системами: сборник трудов. 2013. № 44. С. 538-568.

10. Герасимова В.А. Компетентностный подход к моделированию структуры основной образовательной программы / В.А. Герасимова, О.М. Шикульская, М.И. Шукульский // Весник ДагГТУ. Технические науки. 2015. Том 39. №4. С. 38-45.

11. Георгиев, Г.П. Индекс Хирша надо исключить из оценки ученых [Электронное издание] / Г.П. Георгиев// Наука и технологии РФ. - 2011. - Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=43481 - Дата доступа: 05.11.19.

12. Писляков В.В. Методы оценки научного знания по показателям цитирования / В.В. Писляков // М.: Строительные материалы. 2009. № 3. С. 89-93.

13. Исмаилова Ш.Т.Информационно-аналитическая модель выбора методов управления по степени их влияния на эффективность производственной деятельности строительных организаций / Ш.Т. Исмаилова, В.Б. Мелехин, В.М. Хачумов// Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2017. Том 44. №3. С. 210-221.

14. Мейланов И.М. Развитие форм государственной поддержки проектов промышленного строительства / И.М. Мейланов, А.М. Эсетова// Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2016. Том 42. №3. С. 220-230.

15. Султалиева З.М. Совершенствование системы обеспечения качества деятельности учреждений высшего образования / З.М. Султалиева// Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2016. Том 41. №2. С. 170-178.


Рецензия

Для цитирования:


Большеротов А.Л. Google Scholar и другие системы индексирования наукометрических показателей, используемые белорусскими университетами. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2020;47(2):52-64. https://doi.org/10.21822/2073-6185-2020-47-2-52-64

For citation:


Bolsherotov A.L. Google Scholar and other systems for indexing scientometric indicators used by belarusian universities. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2020;47(2):52-64. (In Russ.) https://doi.org/10.21822/2073-6185-2020-47-2-52-64

Просмотров: 474


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6185 (Print)
ISSN 2542-095X (Online)