Preview

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки

Расширенный поиск

РАСЧЕТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ЯЧЕИСТЫХ НЕСУЩИХ СЛОЕВ ПОКРЫТИЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС АЭРОДРОМОВ

https://doi.org/10.21822/2073-6185-2019-46-4-176-185

Полный текст:

Аннотация

Цель. Необходимость обеспечения надежного функционирования дорогостоящих аэродромных сооружений ставит большие задачи перед изыскателями, проектировщиками, строителями и эксплуатационниками этих сооружений. Целью исследования является предложенная авторами модель технологического решения несущего слоя искусственных покрытий взлетно-посадочных полос аэродромов (ИВППА) в виде сотовой структуры из замкнутых стальных листов заполненной бетоном и методика оценки прочности и определения жесткостных параметров его заполнителя.

Метод. Предложена методика оценки предельной прочности и определения реальных жесткостных параметров несущих слоев ИВППА при конструктивном решении вопроса о работе бетона в стесненных условиях («эффект обоймы») от воздействия многократно-повторных эксплуатационных самолетных нагрузок. Она базируется на основных положениях деформационной теории железобетона, разработанной Бондаренко В.М. и развитых применительно к объемно напряженному состоянию железобетонных конструкций в работах Г.А. Гениева, К.Л. Сурова и Н.И., Римшина В.И.

Результат. Получена аналитическая зависимость для установления дискретного значения, обобщенного (интегрального) параметра деформации материала несущего слоя, т.е. уравнение механического состояния сталежелезобетона в условиях сложного напряженного состояния и многократноповторном приложении эксплуатационной самолетной нагрузки, в произвольной напряженной точке ИВППА, с учетом влияния изменения прочности, армирования, температурновлажностных и реологических факторов.

Вывод. Внедрение в проектные решения несущих слоев ИВППА новых технологических принципов армирования и укладки бетона, позволяет в значительной степени повысить их несущую способность и жесткость за счет перераспределения энергии воздействия и эффективного использования свойств материалов конструкций при загружении. 

Об авторах

Г. М. Муртазалиев
Дагестанский государственный технический университет
Россия

доктор технических наук, профессор, кафедра сопротивления материалов, теоретической и строительной механики,

367026, г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 70



М. М. Батдалов
Дагестанский государственный технический университет
Россия

доктор технических наук, профессор, член-корр. Российской академии архитектуры и строительных наук,

367026, г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 70



А. И. Акаев
Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Россия

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Сейсмостойкое строительство»,

367008 г. Махачкала, ул. Д. Атаева, 5



А. И. Булгаков
Дагестанский государственный технический университет
Россия

кандидат технических наук, доцент, кафедра строительных конструкций и гидротехнических сооружений,

367026, г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 70



М. М. Пайзулаев
Дагестанский государственный технический университет
Россия

кандидат технических наук, доцент, кафедра сопротивления материалов, теоретической и строительной механики,

367026, г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 70



Список литературы

1. Жесткие покрытия аэродромов и автомобильных дорог /Г.И. Глушков, В.Ф. Бабков, В.Е. Тригони и др. М.: Транспорт, 1987. — 255 с.

2. Бондаренко В.М., Шагин А.Л. Расчет эффективных многокомпонентных конструкций. - М.: Стройиздат, 1987. – 175 с.

3. Карпенко Н.И. Общие модели механики железобетона. – М.: Стройиздат, 1996. 413 с.

4. Гениев Г.А., Кисюк В.Н., Тюпин Г.А. Теория пластичности бетона и железобетона. – М.: Стройиздат, 1974. – 316 с.

5. Суров К.Л. Теория деформирования железобетона при сложных напряженных состояниях. Докт. дисс. – М.: 1984. – 288 с.

6. Суров К.Л., Акаев А.И., Римшин В.И. К вопросу о расчете прочности и жесткости сталебетонных станин с учетом физической нелинейности // Бетон и железобетон. – 1996. № 1. с. 24 - 28.

7. Акаев А.И., Булгаков А.И. К вопросу о расчете прочности по нормальным сечениям аварийных изгибаемых элементов, усиленных обоймами // Новое в расчетах и проектировании строительных конструкций: Материалы региональной научно-практической конференции, 29-30 октября 2009 г. / Махачкала: Изд-во ДГТУ, 2010. с. 50-60.

8. Амрахов З.Г, Батдалов М.М., Акаев А.И., Алиев М.Н. Исследование трехслойных плит, соединенных различными связями, на вибрационные воздействия // Новое в расчетах и проектировании строительных конструкций: Материалы региональной научно-практической конференции, 29-30 октября 2009 г. / Махачкала: Изд-во ДГТУ, 2010. с. 137-140.

9. Муртазалиев Г.М., Пайзулаев М.М. Методы теории катастроф в механике конструкций // Теория сооружений: достижения и проблемы: сб. статей по материалам II всероссийской научно-практической конференции, 27-28 ноября 2015 г. Махачкала / Махачкала: Изд-во ДГТУ, 2015. с. 5-14.

10. Акаев А. И., Пайзулаев М. М. Использование функции напряжений плоской задачи теории упругости для оценки напряженного состояния многокомпонентных балок // Теория сооружений: достижения и проблемы: сб. статей по материалам II всероссийской научно-практической конференции, 27-28 ноября 2015 г. Махачкала / Махачкала: Изд-во ДГТУ, 2015. с. 134-138.

11. Акаев А.И., Пайзулаев М.М. Расчет прочности по первой группе предельных состояний изгибаемых элементов, усиленных стальными обоймами // Журнал «Научное обозрение». – Москва, 2015. №9. с. 112-115.

12. Красиникова Н.М., Морозов И.М., Хохряков О.В., Хозин В.Г. Оптимизация состава цементногобетона для аэродромных покрытий // Известия казанского государственного архитектурно строительного университета. 2014. № 2. С. 166-172.

13. Якупов М.И., Морозов Н.М., Боровских И.В., Хозин В.Г. Модифицированный мелкозернистый бетон для возведения монолитных покрытий взлетнопосадочных полос аэродромов // Известия казанского государственного архитектурно строительного университета. 2013. № 4 (26). С. 257-261.

14. Овчинников И.Г., Попов А.Н., Масалыкин А.Н. Напряженно-деформированное состояние сборных аэродромных покрытий, усиленных асфальтобетоном в модельном представлении // Интернет-журнал науковедение. 2016. № 1 (32). С. 28.

15. Скляров А.Н. Анализ характера силовой нагрузки воздушных судов при совершении взлетнопосадочных операций и его учет при эксплуатации аэродромных покрытий // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2 (8). С. 104-108.

16. Villarreal J., Hossain M. Condition Evaluation of General Aviation Airport Runway Pavements. Airfield and highway pavements 2015: innovative and costeffective pavements for a sustainable future. 2015. No. 2. Pp. 572-580.

17. Ziari H.A., Hayati P.A., Sobhani J.B. Air-Entrained Air Field Self-Consolidating Concrete Pavements: Strength and Durability. International Journal of Civil Engineering. 2017. No. 15(1). Pp. 21-33.

18. Sushovan D., Padade A.H., Chaudhury N.N., Mandal J.N. Design Charts for Flexible Airfield Pavement Based on Analytical Study. Transportation Research Procedia. 2016. No. 17. Pp. 155–163.


Рецензия

Для цитирования:


Муртазалиев Г.М., Батдалов М.М., Акаев А.И., Булгаков А.И., Пайзулаев М.М. РАСЧЕТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ЯЧЕИСТЫХ НЕСУЩИХ СЛОЕВ ПОКРЫТИЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС АЭРОДРОМОВ. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2019;46(4):177-185. https://doi.org/10.21822/2073-6185-2019-46-4-176-185

For citation:


Murtazaliev G.M., Batdalov M.M., Akayev A.I., Bulgakov A.I., Payzulaev M.M. CALCULATION AND DESIGN OF CELLULAR CARRYING LAYERS OF AIRFIELD RUNWAY PAVEMENTS. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2019;46(4):177-185. (In Russ.) https://doi.org/10.21822/2073-6185-2019-46-4-176-185

Просмотров: 402


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6185 (Print)
ISSN 2542-095X (Online)