Методические аспекты формирования оценочных материалов при подготовке IT-специалистов в области программирования
https://doi.org/10.21822/2073-6185-2024-51-4-144-153
Аннотация
Цель. Целью исследования является обоснование целесообразности применения разработанной методики формирования оценочных материалов при подготовке IT - специалистов в области программирования с последующим использованием ее в рамках технологий традиционного и дистанционного обучения в системе высшего образования. Метод. К методам научного исследования относятся: анализ оценочных материалов; методы, основанные на алгоритмах декомпозиции предлагаемого для решения задачи программного кода; методы анализа данных из открытых источников, методы анализа алгоритмов и структур данных. Применен компетентностный подход, как альтернатива классическому подходу, в котором используются, главным образом, категории усвоения знаний. Результат. Обоснована возможность применения при изучении языков программирования тестовых заданий как традиционных, а также заданий в виде кейсов. Предложен апробированный подход к дифференциации кейсовых заданий по программированию по уровню сложности, предусматривающий градацию по трем уровням. Вывод. Апробация заданий, разработанных в рамках предлагаемой методики, показала ее эффективность как в процессе обучения, так и при оценке уровня подготовленности обучающихся в области программирования. Применение данного подхода эффективно как в традиционном, так и в дистанционном обучении.
Об авторах
Е. В. СавинаРоссия
Савина Елена Владимировна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и информационной безопасности
367008, г. Махачкала, ул. Джамалутдина Атаева, 5
К. Я. Раджабов
Россия
Раджабов Карахан Якубович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и информационной безопасности
367008, г. Махачкала, ул. Джамалутдина Атаева, 5
Т. И. Исабекова
Россия
Исабекова Тамила Илахидиновна, кандидат физико-математических наук, доцент, заведущая кафедрой прикладной математики и информатики
367015, г. Махачкала, просп. Имама Шамиля, д. 70
Список литературы
1. Методика преподавания: оценка профессиональных компетенций у студентов: учебное пособие для вузов / В.Н. Белкина [и др.] – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 212 с.
2. Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны [Электронный ресурс]. URL: https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/
3. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://evolkov.net/case/case.study.html
4. Юрьева Т.А., Чалкина Н.А., Лебедь О.А. Применение кейс-метода в обучении бакалавров основам программирования. – Педагогические науки, 2016, выпуск: № 7 (49), часть 2. – С. 78-82.
5. Гафуанов Я.Ю., Поднебесова Г.Б. Оценка уровня сформированности компетенций будущих учителей информатики и IT-специалистов в области программирования // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. URL: https://scienc-education.ru/ru/article/view?id=29539.
6. Еремина И.И., Садыкова А.Г. Методология оценки уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущих ИТ-профессионалов // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-10. – С. 2258-2264; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32747
7. Шамсутдинов Т.М., Прокофьева С.В. Оценка практико-ориентированности профессиональных образовательных программ при подготовке IT-специалистов// Профессиональное образование и рынок труда, 2023, Т.11. №1, с.89-106. URL: https://doi.org/10/52944/PORT.2023.52.1.006
8. Круглик В.С., Осадчий В.В. Формирование компетентности в области программирования у будущих инженеров-программистов// Интеграция образования. 2029.Т 23. №4. С. 587-606. DOI: https://doi.org/1.15507/1991-9468.097.023.201904.587-606.
9. Максимов А.А. Разработка контрольно-оценочных средств по разделу «Информационные технологии» для оценки результатов обучения // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016434
10. Захожая Т.М. Разработка фонда оценочных средств на основе компетентностной модели выпускника // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей III Международ. науч.- практ. конф. В 2 ч. 2018. c.182-187.
11. Поверинов И.Е., Митрофанова М.Ю., Григорьев А.В. К вопросу о разработке оценочных материалов при реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3++), URL: https://s.science-education.ru/pdf/2021/2/30657.pdf
12. Образование. Аналитический отчёт по определению структуры прогнозной потребности в ИТспециалистах. — Иннополис: АНО ВО «Университет Иннополис», 2022. — с. 58: ил., табл. URL: https://innopolis.university/filespublic/Отчет_образование.pdf
13. Калитина В.В. Формирование программно-алгоритмической компетентности бакалавров информационных направлений при обучении программированию: дис. канд. наук: 13.00.02. Красноярский гос.университет, Красноярск, 2015 – 167 с. URL: https://www.dissercat.com/
14. Современные технологии в теории и практике программирования: сборник материалов конференции, 23.04.2020 г. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020 – 175 с.
15. Кулешова М.В., Полетайкин А.Н. Методика разработки индикаторов достижения профессиональных компетенций и построения дескрипторной модели компетенций//Материалы LX межвузовской научно-методической конференции «Качество высшего и среднего профессионального образования в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Новосибирск, Изд-во:Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2019. – с.112-118.
Рецензия
Для цитирования:
Савина Е.В., Раджабов К.Я., Исабекова Т.И. Методические аспекты формирования оценочных материалов при подготовке IT-специалистов в области программирования. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2024;51(4):144-153. https://doi.org/10.21822/2073-6185-2024-51-4-144-153
For citation:
Savina E.V., Radjabov K.Ya., Isabekova T.I. Adaptation of the competence approach to the methodology of training it specialists in the field of programming. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2024;51(4):144-153. (In Russ.) https://doi.org/10.21822/2073-6185-2024-51-4-144-153