Preview

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки

Расширенный поиск

Анализ существующих математических моделей оценивания компетенций студентов высшего образования

https://doi.org/10.21822/2073-6185-2024-51-4-33-39

Аннотация

Цель. Цель работы состоит в определении основных особенностей существующих математических моделей для выполнения компетентностного подхода оценивания. Необходимо выявить, какие именно параметры целесообразно использовать в математической модели, методику их определения, а также на каком этапе формируется итоговая оценка компетенций. Метод. Исследование основано на проведении теоретико-информационного анализа существующих математических моделей оценивания компетенций. Результат. Разработка математической модели оценки компетенций требует учета различных факторов, включая трудоемкость учебной дисциплины, посещаемость занятий, участие в олимпиадах, конференциях и т.д. Установлено, что оценка компетенции не всегда зависит только от одной области знаний, а является междисциплинарной и включает не только знания, умения и навыки, но также учитывает влияние социальной, информационной и интеллектуальной среды. Исследование показало перспективность применения теории латентных переменных. Вывод. Проведенный научный обзор позволяет разработать новую математическую модель для компетентностного подхода освоения учебной программы, которая будет учитывать параметры, не рассмотренные в других математических моделях, а также использование теории латентных переменных. Для модернизации компетентностного подхода необходим сбор информации из соответствующей базы данных о внеучебной деятельности обучающегося, которая оказывает влияние на итоговый результат оценивания. Итогом оценивания компетенций будет карта компетенций, формируемая в течение семестра или курса.

Об авторах

Ю. А. Бычковская
Байкальский государственный университет
Россия

Бычковская Юлия Александровна, аспирант кафедры математических методов и цифровых технологий

664025, г. Иркутск, ул. Ленина 11



В. С. Бычковский
Иркутский государственный транспортный университет
Россия

Бычковский Владимир Сергеевич, старший преподаватель кафедры автоматизации производственных процессов

664074, Иркутск, ул. Чернышевского, 15



Список литературы

1. Бычковская Ю.А. Современное состояние проблемы обеспечения оценки компетенций студентов высшего образования // Системный анализ в науке и образовании.-2023.-№ 4.-С.142-147.

2. Макушкина Л.А., Фадеева М.В. Разработка системы мониторинга учебной деятельности на базе компетентностного подхода // Открытое образование.-2017.-№ 3.-С.29-38.

3. Михайленко Т.С. Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2014.-№ 22.-С.51-55.

4. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе.-2012.-№ 6.-С.2-10.

5. Рыбанов А.А., Макушкина Л.А. Технология определения весовых коэффициентов сложности тем дистанционного курса на основе алгоритма Саати // Открытое и дистанционное образование. -2016.-№ 1.-С.69-79.

6. Братищенко В.В. Модель с латентными параметрами для оценки компетенций // Новые информационные технологии в образовании и науке. Российский государственный профессионально-педагогический университет.-2017.-№ 2.-С.46-51.

7. Братищенко В.В. Кешиков К.А. Оценивание компетенций студентов вуза по данным учета текущей успеваемости // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения.- 2016.-№ 1.-С.163-167.

8. Братищенко В. В. Оценка сформированности компетенций по данным текущей успеваемости // Актуальные вопросы аграрной науки.-2018.-№ 28.-С.31-37. https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/28293

9. Берестнева О.Г., Марухина О.Г., Абунавас Х.А. Алгоритмическое и программное обеспечение информационной системы оценки компетентности студентов технического вуза // Известия Томского политехнического университета.-2006.-№ 7.-С.240-245.

10. Берестнева О.Г., Шаропин К.А., Марухина О.В. Экспертная система оценки компетентности выпускников технического университета // Искусственный интеллект.-2004.-№ 4.-С.264–267.

11. Берестнева О.Г., Иванов В.Т., Иванкина Л.И., Шаропин К.А. Комплекс психофизиологического обследования студентов. Назначение, структура, результаты // Известия Томского политехнического университета.-2003.-№ 306(2).-С.57–63.

12. Борзых В.Э., Шалкина Т.Н., Николаева Д.Р. Метод математического моделирования процесса оценивания профессиональных компетенций выпускников ВУЗа // Проблемы науки и образования.- 2015.-№ 1(1).-С.106-120.

13. Аскеров Э.М., Рудинский И.Д. Автоматизация многокритериального оценивания профессиональных компетенций будущих специалистов//Информатизация образования и науки.-2008.-№ 3(7).- С.82-89.

14. Попов Г.В., Забегалина Т.В. Оценка профессиональных компетенций //Методы менеджмента и качества.-2007.-№ 6.-С.40-43.

15. Скорев, М.М., Олейникова Н.С. Квалификационная яма: теоретический и методический подходы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.-2020. -№ 2(111).-С.23-25.

16. Мирошников В.В., Митрошенкова Е. А. Автоматизированная система оценки и мониторинга уровня освоения компетенций студентами: организационно-методическое обеспечение // Вестник Брянского государственного технического университета.-2019.-№ 1(74).-С.77-84.

17. Мирошников В.В., Митрошенкова Е.А. Система мониторинга качества обучения студентов при компетентностном подходе // Вестник Брянского государственного технического университета.- 2015.-№ 2.-С.152-160.

18. Родионов А.В. Использование методов когнитивного моделирования для построения компетентностно-орентированного образовательного процесса // Теоретические и прикладные аспекты современной науки.-2015.-№ 7(1).-С.19-24.

19. Тигина М.А. Алгоритм оценки уровня сформированности компетенций // Вестник МГУП имени Ивана Федорова.-2014.-№ 3.-С. 248-252.

20. Литвинов В. А. К вопросу об оценке сформированности компетенций обучающихся при проведении промежуточных и итоговой аттестации // Современное образование.-2019.-№ 1.-С.85–91.


Рецензия

Для цитирования:


Бычковская Ю.А., Бычковский В.С. Анализ существующих математических моделей оценивания компетенций студентов высшего образования. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2024;51(4):33-39. https://doi.org/10.21822/2073-6185-2024-51-4-33-39

For citation:


Bychkovskaya J.A., Bychkovsky V.S. Analysis of existing mathematical models for assessing the competencies of higher education students. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2024;51(4):33-39. (In Russ.) https://doi.org/10.21822/2073-6185-2024-51-4-33-39

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6185 (Print)
ISSN 2542-095X (Online)