Проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности
https://doi.org/10.21822/2073-6185-2024-51-1-123-131
Аннотация
Цель. Проблема подготовки специалистов в области информационной безопасности представляется актуальной с учетом недостатка специалистов, способных оказать противодействие новым угрозам. Объективно наблюдается существенный дефицит квалифицированных специалистов, которых могли бы подготовить технические ВУЗы Российской Федерации в самое ближайшее время. При решении указанной проблемы важно принять во внимание уровень качества выпускаемых специалистов и негативный риск от дистанционного режима обучения.
Метод. В представленной работе предложен анализ потребностей в квалифицированных специалистах по программе 10.04.01 «Информационная безопасность» и статистический анализ выпускных квалификационных работ магистров факультета ФБИТ Университета ИТМО по итогам работы государственных экзаменационных комиссий 2023 г.
Результат. Проведен анализ потребностей в квалицированных специалистах в области информационной безопасности на основе доступных данных; показано, что при существующей динамике в ближайшее время не представляется возможным обеспечить необходимое количество квалифицированных специалистов без существенных изменений в ВУЗах. Проведен анализ ВКР магистров, обучающихся по программе 10.04.01 «Информационная безопасность» в аспекте поставленной проблемы: отражены примеры отличного выполнения работ для «индустрии» и риски выполнения типовых «шаблонных» работ.
Вывод. Представленные результаты могут быть применены для оценки качества подготовки специалистов в области информационной безопасности в технических ВУЗах Российской Федерации в соответствии с известными потребностями, а также с учетом перспективных направлений.
Ключевые слова
Об авторе
И. И. ЛившицРоссия
Лившиц Илья Иосифович, доктор технических наук, профессор практики
197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, Россия
Список литературы
1. Курило А.П. Реализация в МЛГУ новых стандартов обучения по специальности «Информационной безопасность». В книге: Комплексная защита информации. Материалы XXVI научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Касанин С. Н. - доцент, канд. техн. наук. 2021. С. 162-164.
2. Давудов Д.А., Ханова Т.С. Актуальные вопросы обучения студентов ВУЗов основам информационной безопасности в области защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник педагогических наук. 2020. № 3. С. 104-111.
3. Влацкая И.В., Джукашев К.Р. Эффективное обучение программированию специалистов информационной безопасности в условиях импортозамещения // Научно-технический вестник Поволжья. 2023. № 3. С. 184-188.
4. Малюк А.А., Малюк З.П. Актуальные вопросы создания систем массового обучения культуре информационной безопасности//Безопасность информационных технологий. 2021. Т. 28. № 4. С. 6-21.
5. Лившиц И.И. Управление качеством в дистанционном режиме обучения на примере практики в Университете ИТМО // Менеджмент качества. 2022. № 1. С. 68-77.
6. Лившиц И.И. Результаты применения воронки рисков в полном дистанционном режиме обучения // Энергобезопасность и энергосбережение. 2021. № 2. С. 46-50.
7. Лившиц И.И. Дистанционный формат обучения: риски и возможности // Стандарты и качество. 2020. №10. С. 102-107.
8. Гавриленко А.В. Дистанционное обучение и информационная безопасность // Вестник РГГУ. Серия: Информатика. Информационная безопасность. Математика. 2021. № 1. С. 51-65.
9. Базаргулов Э.Э., Докторов О.П. Обеспечение информационной безопасности при дистанционном обучении // В сборнике: Наука и техника: новые вызовы современности. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. г. Москва, 2022. С. 9-12.
10. Стеньшина Т.Д. Разработка модели информационной безопасности для дистанционного обучения в ВУЗе // Студенческий вестник. 2022. № 23-9 (215). С. 46-50.
11. Бурховецкая О.В., Кузина Н.Н. Обеспечение информационной безопасности при переходе на дистанционное обучение // Вопросы педагогики. 2020. № 6-2. С. 55-57.
12. Kweon E., Lee H., Chai S., Yoo K. The utility of Information security training and education on cybersecurity incidents: An empirical evidence. Information Systems Frontiers. 2021. Т. 23. № 2. С. 361-373.
13. Yang G., Dineen S., Lin Z., Liu X. Few-sample named entity recognition for security vulnerability reports by fine-tuning pre-trained language model. Communications in Computer and Information Science. 2021. Т. 1482. С. 55-78.
14. Weatherford D.R., Roberson D., Erickson W.B. When experience does not promote expertise: Security professionals fail to detect low prevalence fake IDS. Cognitive Research. 2021. Т. 6. № 1. С. 1-27.
15. Liu P., Xu X., Wang W. Threads, attacks and defenses to federate learning: Issues, taxonomy and perspectives. Cybersecurity. 2022. Т. 5. № 1. С. 1-19.
16. Qammar A., Ding J., Ning H. Federated learning attack surface: Taxonomy, cyber defenses, challenges and future directions. Artificial Intelligence Review. 2022. Т. 55. № 5. С. 3569-3606.
17. https://www.kommersant.ru/doc/6111520?from=glavnoe_3
18. https://bdu.fstec.ru/threat
Рецензия
Для цитирования:
Лившиц И.И. Проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2024;51(1):123-131. https://doi.org/10.21822/2073-6185-2024-51-1-123-131
For citation:
Livshits I.I. Problems of training specialists in the field of information security. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2024;51(1):123-131. (In Russ.) https://doi.org/10.21822/2073-6185-2024-51-1-123-131