Оценка компетенций в стандартах ФГОС 3++ на базе нечётко-логического подхода
https://doi.org/10.21822/2073-6185-2021-48-4-72-80
Аннотация
Цель. В статье рассматривается методика оценки компетенций в образовательных стандартах ФГОС 3++.
Метод. Оценка компетенции осуществляется через индикаторы компетенций. Для оценки компетенции сложного многослойного объекта был использован математический аппарат теории нечётких множеств.
Результат. Приведён пошаговый пример оценки компетенций. Представлен процесс трансформации входных переменных в нечёткие множества – оценки индикаторов компетенций. Разработана трапециевидная шкала лингвистических термов. Поэтапно представлены процессы фазификации, аккумуляции и дефазификации Получена итоговая чёткая оценка по компетенции.
Вывод. Введение нечётких чисел позволяет все вычисления производить достаточно гибко и получать в результате дефазификации объективную оценку сформированной компетенции.
Об авторе
О. В. АсташинаРоссия
Ольга Владимировна Асташина, аспирант кафедры вычислительной и прикладной математики, старший преподаватель кафедры иностранных языков
390005, г. Рязань, ул. Гагарина, 59/1
Список литературы
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «КогитоЦентр», 2002. 396 с.
3. Тигина М. С. Модель оценки уровня сформированности компетенций / М.С. Тигина // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2015. №2. С. 310-314.
4. Гусятников В.Н., Безруков А.И., Каюкова И.В. Многомерная модель тестирования для измерения уровня формируемых компетенций // Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики: Материалы 2-й научно-практической Internet-конференции. отв. ред. Ю.C. Нагорнов. Ульяновск: SIMJET, 2013. С. 34-40.
5. Воробьев Е.В. Принципы автоматизации оценки знаний при переходе к компетентностно-ориентированной образовательной системе [Электронный ресурс] / Е.В. Воробьев // Вестник МГУП имени Ивана Федорова, 2013. №9. С. 28-31. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-avtomatizatsiiotsenki-znaniy-pri-perehode-kkompetentnostno-orientirovannoy-obrazovatelnoysisteme. Дата обращения: 22.11.2016.
6. Дондик Е.М. Системный анализ информационно-управляющих систем:учеб. пособие. Рязан.гос.радиотехн.акад. Рязань, 2004. 44 с.
7. Лещинский Б. С. Оценивание знаний учащегося с использованием теории нечётких множеств//Вестник Томского государственного университета, 2003 С. 374-378
8. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию решений. М.: Мир, 1976.
9. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта/Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.312 с. (Проблемы искусственного интеллекта)
10. Хижняков Ю. Н. Алгоритмы нечеткого, нейронного и нейро-нечеткого управления в системах реального времени: учеб. пособие. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. 160 с.
Рецензия
Для цитирования:
Асташина О.В. Оценка компетенций в стандартах ФГОС 3++ на базе нечётко-логического подхода. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2021;48(4):72-80. https://doi.org/10.21822/2073-6185-2021-48-4-72-80
For citation:
Astashina O.V. Assessment of competencies in the Federal state educational standard (FSES) 3++ based on a fuzzy-logical approach. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2021;48(4):72-80. (In Russ.) https://doi.org/10.21822/2073-6185-2021-48-4-72-80